**На ВДНХ открылся выставка-фестиваль учеников проектной школы для подростков «Каскад»**
**До 15 сентября в павильоне №49 ВДНХ при поддержке Музея Москвы проходит выставка-фестиваль «Моё детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад».** С октября по май подростки от 13 до 18 лет под руководством опытных кураторов занимались разработкой творческих проектов на тему памяти. В своих работах ребята попытались осмыслить понятие памяти, поделиться актуальными переживаниями и поразмышлять о трансформации детских воспоминаний в процессе взросления. Юные художники наглядно представили, как их мысли и эмоции отражаются в творчестве.
**Антон Елистратов, 18 лет, работа «Две реальности в одном мире одиночества». Направления «Музей и Город» (куратор Никита Спиридонов) и «Док» (куратор Антон Ретунских)**
«Воспоминания помогают строить будущее. Важно их сохранять и передавать следующим поколениям. Думаю, тема прошлого будет интересна и современной молодёжи.
Молодые люди обращаются к прошлому в искусстве, чтобы переосмыслить опыт. Я тоже обращаюсь к прошлому, потому что иногда бывает интересно вспомнить приятные моменты. Моя выпускная работа — это документальный фильм о прошлом „Каскада“ и павильоне №49 на ВДНХ, где сейчас находится школа, а также о будущем команды».
**Роза Свиридова, 19 лет, работа «Минуя чистилище», направление «Текстиль, костюм, мода», куратор Паника Деревья**
«Я бережно храню воспоминания и стараюсь сохранить их с помощью творчества. Каждая сшитая мной вещь ассоциируется с определённым периодом жизни. В изделиях я отражаю происходящие со мной события, свои эмоции и даже музыку, которую слушаю. Таким образом, когда я смотрю на готовую работу, я могу заново пережить эти воспоминания. Так мне легче наблюдать, как менялась я и моё окружение.
В своей работе я по-своему визуализирую „Чистилище“ Данте. С помощью предметов одежды, юбки, которую носили как женщины, так и мужчины, я стремлюсь оживить это произведение и перенести его в реальный мир».
**Джей, 19 лет, проект «Неопределённая реальность», направление «Искусство умерло, а мы ещё нет», куратор Ирина Петракова**
«Дримкор — сюрреалистическая эстетика, отражающая сны, грёзы и кошмары. Её визуальная интерпретация кажется мне странной и необычной, но она меня привлекает. Объекты изображены не на своих местах, здесь спрятаны тайные послания. Атмосфера дримкора напоминает сон, который помогает отстраниться от травмирующих переживаний и почувствовать себя в безопасности.
В этой визуальной эстетике я могу выразить не только себя, но и идеи и чувства, которые мне трудно выразить словами. Знаю, что с помощью искусства я могу преобразовать свои травмы во что-то прекрасное и значимое и получить отклик от людей, переживших нечто подобное. Также я могу создать пространство, где не страшно быть собой, где не нужно бояться непонимания. Надеюсь, мои работы помогут людям быть более внимательными к себе и другим, дадут им возможность почувствовать себя свободнее и не такими одинокими».
**Ума, 14 лет, «Можешь взять, мне не жалко», направление «Искусство умерло, а мы ещё нет», куратор Ирина Петракова**
«»Можешь взять, мне не жалко» — это работа о людях, отдающих себя без остатка, не получая ничего взамен. Отдавая, мы понемногу „трескаемся“. Я сравнила человека с вазой: без наполнения он мало кого заинтересует, но если будет заполнен чем-то приятным, то всё будет иначе…
Фигуру человека я напечатала на 3D-принтере, а в трещины на его теле поместила леденцы. Эти конфеты олицетворяют хорошее и светлое, которое человек может отдать другому. Но ведь и они когда-нибудь закончатся, если не пополнять запасы. И тогда в теле останется лишь неприятная пустота».