Писатель-детских книг Андрей Усачев допускает, что в сказках может
В Москве состоится новогоднее шоу «Дедморозовка. Новые приключения» по сюжету известного детского писателя Андрея Усачева. Дед Мороз и другие герои русских сказок сражаются с инопланетянами за «живую воду», а накануне спектакля маленьких зрителей ждут тематические мастер-классы в «новогодней лаборатории». «Газета.Ru» побеседовала с Усачевым и выяснила, почему он пишет, «не оглядываясь на детей», в чем секрете вдохновения и как заработать, будучи писателем.
— Почему вы решили выбрать такую довольно необычную тематику для новогодней истории, как вторжение пришельцев и борьба последних с классическими сказочными персонажами?
— Противостояние сказочных героев и инопланетян, прилетевших забрать у нас живую воду — это не тема, а сюжетный ход. Тема — это сохранение жизни на Земле, спасение нашей планеты, защита экологии. И родина Деда Мороза, «Дедморозовка», для этого — практически идеальное место.
— Проще ли писать сюжеты для таких шоу, чем обычные книжные истории?
— Мне проще. В книгах очень важен стиль письма, на сцене — сюжет, диалоги, сценические эффекты и трюки. Важнее изобретательность и фантазия, чем непосредственно написание. Я писал сценарии полтора десятка лет, как для московской мэрии, так и несколько раз для Кремлевской елки. И очень люблю это занятие.
— Как происходит работа с остальной командой представления, вас изначально просят добавить в сюжет определенные моменты, где можно использовать акробатические и тому подобные трюки, или они потом подстраиваются под вас?
— В любой командной работе важно идти навстречу друг другу. Если есть возможность полетов на сцене или, например, батутов, я стараюсь найти место для таких эпизодов. Однако главное — общая идея, и все должны работать на нее.
— Есть ли у вас еще в планах истории о героях «Дедморозовки», которые уже столько приключений пережили?
— В общей сложности, я написал шесть объемных «дедморозовских» историй и считал, что на этом цикл завершен. Но в жизнь иногда вносятся коррективы. Что и произошло в этом году, когда команда «Карнавал-стиль», с которой я до этого успешно сотрудничал на протяжении многих лет, убедила меня взяться за новую историю. Не знаю, получится ли написать по этому сюжету еще одну, седьмую книгу. Создать сказку из пьесы сложнее, чем наоборот. Так что поживем — увидим.
— Можно ли назвать «рецепт» хорошей детской книги, какой она должна быть?
— Книги, как и кулинарные блюда, бывают разные. Универсального рецепта не существует. Но важно все: необычная идея, нестандартный сюжет, герои, юмор, игра со словом. Все это вместе или в разных пропорциях. Главное в еде, чтобы она была вкусной, а книга — увлекательной. И, на мой взгляд, важно не переборщить со «специями» — иронией, сленгом и постмодернистскими намеками.
— Какие сейчас к ней требования со стороны современной аудитории — детей и их родителей?
— Такие же, как и раньше: детей больше волнует содержание, взрослых — форма, я имею в виду язык, стиль, красоту слога. Детям нужен глагол, взрослым — прилагательное. Правда, в последнее время наше общество (и не только наше) становится более идеологизированным, поэтому взрослых волнует воспитательный и идеологический аспект, тогда как детей идеология совершенно не интересует.
— Помогает ли государство детской литературе?
— Косвенно — да. В последнее время появилось огромное количество книжных фестивалей, куда приглашают детских писателей. Фонды детских библиотек постоянно обновляются. Помимо поддержки уже имеющихся литературных премий, таких, например, как «Литературная премия им. К. Чуковского» и «Премия им. Э. Успенского «Большая сказка», два года назад возникла «Национальная премия в области детской и подростковой литературы».
Но в целом главная помощь государства детской литературе заключается в том, чтобы не препятствовать ей.
— В разные периоды жизни вы меняли профессии, работали дворником, сторожем, машинистом сцены, уборщиком пляжа, возможно ли, что этот опыт в какой-то мере помогает в писательстве или это были совершенно другие миры?
— «Другие миры» — звучит красиво. Но так оно и было. Главным достоинством всех этих работ было то, что у меня оставалась ясная голова и достаточно свободного времени для литературного труда. А для писателя свободное время — это главная ценность.
— Что помогает вам так много писать, как вы поддерживаете вдохновение?
— Наверное, помогают конфеты. Говорят, что сладкое необходимо для работы мозга. А вдохновение обычно приходит во время работы, а не наоборот. Если ждать вдохновения, прежде чем начать писать, можно всю жизнь прождать.
— Считаете ли вы, что изменения в современном мире должны влиять на сказки? К примеру, я видела отзыв детского психолога, которая критиковала сюжет из «Дедморозовки» за поддержание устаревших гендерных стереотипов, у вас там написано, например, что девочки должны быть послушными и тихими?
— По всей видимости, этот (вернее, эта) детский психолог очень поверхностно читал книгу. О том, что девочки должны быть «тихими и послушными», говорит Снегурочка, которая — несмотря на свой юный возраст — в книге выступает в роли учителя старой формации, мыслящей прошловековыми стереотипами, а, казалось бы, старорежимный Дед Мороз, наоборот — гораздо современнее своей внучки и придерживается других принципов. На первом же уроке Снегурочка говорит стандартную фразу: «Вы должны учиться, учиться и…» — «Веселиться», — добавляет Дед Мороз. Поэтому посоветую психологу внимательно перечитать книгу.
Возвращаясь к вопросу о «современности»: да, конечно, когда в современной сказке читаешь, что мальчик предлагает девочке нести «портфель», а не рюкзак, это явный атавизм. Но это детали. А общие ценностные ориентиры — дружба, любовь, честность, справедливость — должны, по моему мнению, оставаться неизменными. Современная цивилизация в плане морали не открыла ничего нового…
— Можно ли заработать на жизнь писательством, как добиться достаточного уровня признания, востребованности в современных условиях?