На ВДНХ проходит выставка-фестиваль учеников проектной школы для подростков «Каскад»
С 10 октября по 15 мая в Павильоне №49 на ВДНХ при поддержке Музея Москвы работает выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад». В рамках нее молодые люди в возрасте от 13 до 18 лет под руководством опытных кураторов трудились над творческими проектами на тему памяти. Своими работами ребята попытались ответить на вопрос, что представляет собой память, поразмышлять о том, как трансформировались их детские воспоминания в процессе взросления, и рассказать о том, что их волнует сегодня. Юные художники поведали, как их мысли и эмоции находят выражение в творчестве.
Антон Елистратов, 18 лет, работа «Две реальности в одном мире одиночества». Направления «Музей и Город» (куратор Никита Спиридонов) и «Док» (куратор Антон Ретунских)
«Воспоминания помогают строить будущее. Крайне важно их сохранять, чтобы впоследствии передавать из поколения в поколение. Мне кажется, тема прошлого и впредь будет интересна современной молодежи.
В своем творчестве молодые люди обращаются к прошлому в целях переосмысления накопленного опыта. Так и я в своих работах обращаюсь к прошлому, ведь порой бывает настолько интересно окунуться в приятные воспоминания. Моей выпускной работой стала документалка, в которой рассказывается о былом «Каскада» и Павильона №49 на ВДНХ, где сейчас располагается школа, а также о том, что ожидает команду в самом ближайшем будущем».
Роза Свиридова, 19 лет, работа «Минуя чистилище», направление «Текстиль, костюм, мода», куратор Паника Деревья
«С особой теплотой отношусь к теме воспоминаний и стараюсь их воспроизводить в своем творчестве. Каждая созданная мною вещь ассоциируется с конкретным временем. В изделии я отражаю происходящие со мной события, свои эмоции и даже музыку, которую слушаю на данный момент. Благодаря этому, при взгляде на завершенную работу я могу возвратиться к этим воспоминаниям. Это упрощает поэтапное наблюдение за изменениями, которым подверглись и я, и мое окружение.
В своей работе я по-своему визуализирую «Чистилище» Данте. С помощью элементов одежды (юбки, которую носили и женщины, и мужчины) я пытаюсь придать оживление данному произведению и перенести его в реальный мир».
Джей, 19 лет, проект «Неопределенная реальность», направление «Искусство умерло, а мы еще нет», куратор Ирина Петракова
«Дримкор — это сюрреалистическая эстетика, в которой отражаются сновидения, мечты и кошмары. Ее визуальная интерпретация кажется мне необычной и странной, но по этой самой причине и привлекательной. Объекты изображаются не на своем месте, в них скрыты загадочные послания. Атмосфера дримкора похожа на мир сновидений, который помогает отгородиться от травмирующих переживаний и обрести ощущение защищенности.
Эта эстетика позволяет мне выражать не только саму себя, но и идеи и эмоции, которые сложно выразить словами. Я знаю, что с помощью искусства могу преобразовать свои травмы в нечто прекрасное и значимое, а также получить отклик от людей, которые пережили подобный опыт. Кроме того, я могу создать место, где не страшно быть самим собой и нет страха остаться непонятым. Я надеюсь, что мои работы помогут людям стать более внимательными к себе и другим, а также дадут им возможность испытать больше свободы и почувствовать себя менее одинокими».
Ума, 14 лет, «Можешь взять, мне не жалко», направление «Искусство умерло, а мы еще нет», куратор Ирина Петракова
«Можешь взять, мне не жалко» — это работа о том, как люди готовы жертвовать собой, не получая ничего взамен. По мере того как мы отдаем от себя частицу, мы постепенно «трескаемся». В этой работе я решила провести сравнение человека с вазой: если ее содержимое отсутствует, она мало кого заинтересует, но если внутри есть что-то приятное, все меняется…
Фигуру человека я напечатала на 3D-принтере, а в трещины на его теле поместила леденцы. Эти конфетки олицетворяют собой добро и свет, которые человек может отдать другому. Но и они когда-нибудь закончатся, если не пополнять запасы. И тогда в теле останется лишь неприятная пустота».
Артем Холод, 17 лет, «Восприятие через призму сна», Направление «Из вне: переосмысляя ландшафты», кураторы Никита Спиридонов, Галина Галеева
«Развитие технологий все больше погружает человека в виртуальную жизнь, которая поглощает его целиком. Это сильно сказывается на самоощущении людей: они становятся все более подвержены стрессам и перестают обращать внимание на свое тело и чувства. Такой образ жизни может привести к дереализации — состоянию, при котором человек воспринимает окружающий мир искаженной, испытывает ощущение искусственности происходящего, словно он находится в контролируемом сне.
Я решил визуализировать состояние дереализации с помощью манекена K12. Я заменил его руки на протезы, чтобы продемонстрировать ощущение несовместимости с собственным телом. Кроме того, я облепил его глиной и скульптурным пластилином, чтобы подчеркнуть человеческие черты лица и тела и обозначить контраст между манекеном и роботом. Еще у манекена зашитые